Российскоий союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провел исследование успешности импортозамещающих мероприятий по отраслям. Вывод - большинству российских компаний удалось за год адаптироваться к санкциям и найти новых поставщиков оборудования, комплектующих и материалов. Силами отечественных поставщиков удалось заместить сырье, материалы, услуги и программное обеспечение. Однако оборудование и комплектующие компании предпочитали закупать у новых зарубежных контрагентов, части компаний удалось выстроить поставки из «недружественных» стран. Развитие собственного производства упирается в нехватку компетенций и емкости рынка, а экспортные возможности компаний снизились — сократилось как число направлений внешней торговли, так и ее объемы. Заметной переориентации бизнеса на Восток опрос не фиксирует.
Главная проблема компаний при попытках заместить импорт — отсутствие российских аналогов или их заметно худшее качество, сказали более половины опрошенных.
Если же качество сопоставимо, то российское оказывается дороже импортного.
Если же качество сопоставимо, то российское оказывается дороже импортного.
На внутреннем рынке компаниям удалось найти поставщиков материалов (об этом сообщили 69% предприятий), сырья (73%), услуг (76%) и ПО (79%). Что касается оборудования, комплектующих и узлов, то более половины предпринимателей предпочли найти новых зарубежных поставщиков — уже из «дружественных» юрисдикций. Порядка трети из этой группы переключились на закупку продукции у российских производителей. Десятая часть нашла возможности закупать оборудование, комплектующие и узлы, материалы и ПО у поставщиков из «недружественных» стран — с использованием посреднических структур и более сложных схем поставок.
Отдельный блок исследования РСПП посвящен экспортной деятельности компаний. Доля экспорта в выручке организаций в среднем до начала военной операции составляла 26%, после этого — 20%. Экспорт сократился у пятой части компаний. Выросла доля компаний с долей экспорта в выручке в пределах 5% (с 26% до 38%), сократилась доля компаний с показателем в 25–50% (с 26% до 16%). При этом около 20% участников опроса сообщили, что их экспортные доходы выросли после 24 февраля 2022 года. В географическом разрезе компании нарастили экспорт в страны ЕАЭС: если до военной операции внешнюю торговлю там вели 77% компаний, то после — 90%. Только 20% респондентов продолжили работать на рынках Европы, ранее — 63%. Ситуация на рынках стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии не изменилась: там вели и ведут поставки около трети предприятий. При этом поставки на рынки Ближнего Востока даже немного сократились — с 28% до 23%, а на рынки Южной Америки — с 28% до 13%. Данные компаний, таким образом, разворот экспортных поставок на новые направления пока не обнаруживают.